Вот, обещала – пишу.
Провела небольшое исследование по поводу коммерческого успеха Джоан Роулинг.
Ведь она – одна из всего лишь пяти женщин-миллиардеров, и при этом первый миллиардер-писатель.
Те, кто верят в удачу, чудеса и совпадения – дальше не читать.

С ней по состоянию в индустрии развлечений могут сравниться немногие – на самом деле, только Стивен Спилберг, Джордж Лукас и Опра Уифри (мы такую не знаем, это ведущая буржуйского ток шоу).

В этом обзорчике я постараюсь вообще не затрагивать художественную сторону книги, а только посмотреть на то, что же привело к такой популяризации книг Роулинг. Да, конечно, не получится без высказывания субъективного мнения, оно будет выделяться так:
Всё, что выделено синим – сугубо моё мнение, и это можно не оспаривать, я признаю, что на это могут быть другие точки зрения. То, что так не выделено – объективные факты.
Да, кстати, то, что я пишу – не всегда истина в последней инстанции. Только 99% ^))

Да, ещё – этот обзор не злой и не ревнивый, как в случае с рекапчей (тот пост был стандартным фуфлом, на котором я проверяла, смогу ли запустить флешмоб). Этот я делаю для себя и для 1% людей, которым, может, будет интересно.
Хотя кого я обманываю? Вообще-то, только для себя =^__^=

Итак, “Гарри Поттер” – это изначально маркетинговый проект. Я восхищена, с какой хирургической точностью и элегантностью его раскрутили. Это просто красиво. Очень красиво.
Что же, поехали?:)

1] Была точно расчитана категория потребителей с наибольшей покупательной способностью.
(Поскольку я не специалист и не владею терминологией отрасли – буду писать как попало. Главное, чтобы понятно было)
Да, сейчас больше всего денег у нас можно получить именно с детей. С их книжек, игрушек (компьютерных и обычных), их кино и мультиков.
Кстати, полная параллель – сравните кукол барби с Гарри Поттером.
Дети “покупают” дорогие телефоны, дети “платят” за различные услуги через смс, детям часто дарят маленькие подарки (да, как раз вроде книжек)… Это самая легковерная, самая податливая и самая платежеспособная категория населения.

2] Книга ориентирована на детские комплексы и на эскапизм, что в возрасте целевой аудитории – 8-11 лет – особенно актуально.
Вы знаете, что восемь издательств отказались печатать “Гарри Поттера”? Нет, мне сразу же ответят, “он же никакой не супергерой, он обычный мальчик, он такой же как все”… И вот здесь-то и таится главный подвох. Подвох очень красивый. Вместо того, чтобы преобразовывать главного героя в супермена, Роулинг сделала более амбициозный и мощный ход – она преобразовала мир вокруг него. Вам не нравится мир, в котором вас не ценят, в котором вы никто, вы беспомощны, у вас нет друзей? Элементарно – мы перенесём вас в другой мир!
В другом мире – только в нём – у Гарри нашлись друзья, враги, судьба, предназначение, Добро и Зло с Большой Буквы… А сила – она никому вообще и не нужна.
Поттериана – это история про Золушку, которая попала наконец в свой дворец.
Поскольку у огромного количества детей (и не только детей;) постоянно есть ощущение, что их не любят, недооценивают, что остальные просто не знают их и не понимают, – то зерно иного мира падает на благодатную почву, и человек ныряет в этот мир. Каким бы скудным и убогим они не был.
Читатель, вслед за Гарри, уходит от этого мира.

3] Форма подачи
Я была чудовищно удивлена, увидев впервые у сводной сестрицы в руках книжку с шрифтом – по-моему, 16ого размера. До этого я таких изданий не видела. Случайность? Фиг два.
Эта книга стала первой книжкой для многих детей. В частности, для детей лет одиннадцати-двенадцати, которые просто не читают. (Да, у меня есть много живых примеров).

4] Вязкость мира
В аналогичных книжках-сказках ты надолго не останешься. Многие из таких сказок вообще заканчиваются логично и весьма плохо. Мир Поттерианы же – затягивает. Как болото.

5] Чудовищная рекламная компания.
По сути, этот пункт надо было ставить первым. Вы знаете, например, что

Издательство «Росмэн», которое выиграло тендер на издание поттерианы на русском языке, по условиям контракта обязано было определенные суммы, измеряемые миллионами долларов тратить на рекламу. Вся реклама то же расписана в контракте: радио, ТВ, 2 тыс. экземпляров бесплатного предварительного проушн-издания, разосланные критикам, картонные Поттеры в полный рост во всех книжных магазинах и т.д. и т.д. и т.д. И если бы не фильм, признались однажды в издательстве, они просто прогорели бы. Потому что лишь благодаря фильму, продажи третьей книги серии свели убытки в ноль, а потом потихонечку прибыль пошла. Вот вам главная тайна Гарри Поттера.

То есть рекламная компания Гарри Поттера была уже рассчитана на много ходов – на много книг и фильмов вперёд. Аккуратно, скрупулёзно – взвешена, оценена, проанализирована и спрогнозирована.

6] Торговая марка “Гарри Поттер”
Да, в итоге, всё сводилось именно к этому, к популяризации бренда.
На основе неё было создано около восьми компьютерных игр, огромное количество сувенирной продукции… Не говоря уж о самих фильмах. И с каждого использования бренда тоже идёт своя денежка, что очень приятно. В одно время писали, что Роулинг зарабатывает 5 евро в минуту. Сейчас не знаю.
Кстати, ещё Роулинг отчаянно защищает свои авторские права и с энтузиазмом за них судится. Опять же – молодец, не могу, не хочу и не буду её за это порицать.

Ещё несколько интересных соображений.
1) Вспомните всех авторов именно детских сказок, детской фэнтези.
Толкиен писал ВК практически “в стол”, и с огромной неохотой пошёл на публикацию.
Та же Джоанн Харрис Рунмарки собрала в книжку только после того, как несколько лет рассказывала сказки дочери по ночам.
Что же сделала Роулинг? Она со всех ног побежала в издательство с книгой, которую она писала в спешке, по ночам, в кафе, на печатной машинке. И при этом не плюнула, когда ей столько издательств подряд ответили отказом. Странная упорность для “творца доброго и вечного”, а?
2) Меня биография Роулинг (например, здесь, на английской википедии) ввела в шок. Говорится, что она – писательница и фантазёр с шести лет. Отлично.
Но почему тогда её публикации начинаются и заканчиваются Поттерианой? Где её истории, её обзоры, её переводы, её хоть что-то?
Роулинг родилась в 1996 году. До этого её не было.
Опять же – романтические истории про то, как “мальчик со шрамом привиделся ей в окне поезда в 1990 году” – ну не верится в это.
Поттериана – чисто коммерческий проект.
Я скорее верю в то, что образ предстал ей в грязном кафе, когда она, с хрустом присев на очередного таракана, в отчаянии закричала “Не хочу так жить!” и начала думать, что ей и как можно продать.
здесь есть биография Роулинг на русском. Заметьте – ощущение, что Роулинг родилась в 25 лет.

В заключение
Не могу сказать, что меня огорчает коммерческий успех книги. Скорее, я рада, что она отвоевала себе аудиторию у телевидения и компьютерных игр.
Как было в одной из классных цитат Стивена Кинга, которые я недавно выкладывала,

Кино не победит книги. Все эти ребята типа Кингсли Эмиса постоянно твердят: книга мертва, общество сползает в трясину, культура уничтожена, кругом идиоты, имбецилы, телевидение, поп-музыка, разложение, дегенерация и всё такое. И тут вдруг появляется чёртов Гарри Поттер — грёбаная хрень на 734 страницы, которая расходится пятимиллионным тиражом за 12 часов. Про себя я промолчу.

Это приятно, когда выходит такая хрень. Стратегией Роулинг можно только восторгаться, я не могу даже ей завидовать.
У неё можно только учиться.
Хотя конечно, обидно за многие другие произведения, которые не удостоились такого же успеха и признания. Между прочим, как ни смешно, ближайшая по сути аналогия к ГП это “Хроники Ехо” Натальи Мартынчик. Только у неё на порядок больше таланта, зато отсутствует маркетинговый гений. Слава богу. Если интересно, мысль могу пояснить.