Во вторник мы дружной блоггерской компанией ([info]cavinsmith,[info]just_shi,[info]morretta,[info]mr_troll,[info]mielancholic, [info]kaia_chan) были на открытии фестиваля АРТ кино в кинотеатре “художественный”, в рамках открытия которого состоялся премьерный показ фильма “Волчок”.

Прежде всего, хотелось бы упомянуть о самом фестивале, и кинуть пару камешков в организаторов.
1) Церемония открытия была назначена на 18.30, зрителей продержали в зале до 19.20 примерно, а показ самого фильма начался около 20. Понимаю, что долго ждали не доехавших людей, но в данном случае уважение к ним приравнивается к неуважению к зрителям, которым пришлось ждать фильма полтора часа.
2) Да, сразу оговорюсь, что я – кинематографическое быдло. В детстве я почти не смотрел телевизор, предпочитая книги. Так что не могу судить о высоком. Но буду :) А именно – о тех двух короткометражках, которые показали перед фильмом. Одна была 1992 года, и на ней по поезду ходила чёрно-белая камера. Поезд въезжал-выезжал из туннеля, исправно грохотал колёсами, по нему бегали дети… Вторая была 1993 года, и к тому времени даже появился цвет, так что мы воодушевились динамикой. И ещё 10 минут нам показывали лицо рожающей женщины под красивую оркестровую музыку. Нет, я всё понимаю. Что нужно думать, сопоставлять, ассоциировать… Но мне нравится искать смысл там, где он есть, а не придумывать с чистого листа. Если настолько давать простор воображению, то с гораздо большим удовольствием я буду наблюдать рассветы и закаты – они аккумулируют столько мыслей и такое духовное состояние, которое не снилось ни одному фильму. В общем, к чему я. Короткометражки были ужасны. И моё мнение даже не изменил гуру арт кино, который вышел после них и сказал, что это образец всех времён и народов. Кажется, большинство зала оказались столь же невежественны и некультурны, как и я, потому как аплодисменты стали заметно жиже, и появилось много вакантных мест. Не понимаю, зачем показывали эти две ленты. Продемонстрировать свои высокие пристрастия? Ну мы же не на это пришли смотреть;)
3) Напомню. Это было открытие фестиваля короткометражного арт кино. На котором неделю будут показывать это самое кино. На открытии же нам показали эти две старинные ленты, и один полнометражный фильм. Что-то тут не вяжется. Ну, ещё показали минут 15 рекламы фестиваля – да, реклама понравилась, много красивого и интригующего было показано. В особенности – анимационные краткометражки.

“Волчок”

Теперь добрались и до самого фильма. Честно говоря, я к российским фильмам отношусь с большой опаской. В особенности к арт кино. Потому как почему-то многие считают, что задача кино – показать всё самое отвратительное, мерзкое, гадкое и обыденное, что есть в нашей жизни. Такие фильмы полны льющей через край водки, криков избиваемых женщин, сигаретных окурков, продажной милиции, и – главное – серой, непрозрачной, мутной, всепоглощающей обыденности.
Опять же – я, возможно, чего-то не понимаю в этом мире – но зачем снимать кино о том, что мы и так видим и чего не любим и стараемся избежать изо всех сил? Это, уж простите за грубое и обыденное сравнение – примерно как снять с человека после тяжёлого трудового дня носки, сунуть ему под нос – и назвать “искусством”. Это не искусство, это чернуха. Бессмысленная и беспощадная.

Опять отвлёкся от темы. Слава богу, фильм не оправдал моих ожиданий. В нём речь шла от лица девочки, живущей где-то в далёком пригороде с бабушкой, и о её матери, которая появляется дома два раза в неделю, пьяная и каждый раз с новым мужиком. Ничто не ново под луной, но снято это было действительно красиво. Без лишней грязи, с хорошим юмором. Фильм получился мощный и местами трогательный – о девочке, которая, несмотря ни на что, любит и ждёт мать, хотя не может придумать, зачем они друг другу нужны. О матери, которая считает себя ещё молодой, и которой не нужна дочь. Между прочим, вполне типичная модель “чайлдфри” получилась (можете кинуть в меня камень. всё равно промажете).

[СПОЙЛЕРЫ]
Работу режиссёра можно оценить только на 5 баллов из пяти. Обстановка, углы съёмки, композиция – безупречны. Свою задачу выполнил на 200%.
Сценаристу отдельное спасибо за лексику персонажей. Детально продуманные диалоги с точным учётом каждой индивидуальности – это было замечательно. Лучшие, по-моему, момента фильма – это фрагмент с кладбищем, сказка про волчка и “и этот ёжик не нужен мне даже”. На моменте с ёжиком пришлось клятвенно пообещать девушкам, что “ни одного ёжика при съёмке не пострадало”… Но несколько моментов я бы с удовольствием отцензурил ножницами – немного в начале, и фактически всю сцену на кухне ближе к концу, которая уже явственно запахла настоящим арт кино, о котором я напоминал выше. Но сама концовка вышла неожиданная и хорошая, и колыбельная тоже – за это можно всё простить.
Актёры – просто замечательны. Дал бы каждой по два – нет, три – оскара, если бы только мог. Искренне надеюсь, что у девочки, игравшей главную героиню в детстве, не будет проблем после съёмок – она слишком хорошо вписалась в свою роль.
[/СПОЙЛЕРЫ]

Мне очень жаль, что сейчас почему-то разучились снимать кино о хорошем. Нет, не гламурно-розовые пузыри дома-2 и не комедии… А просто хорошие, добрые фильмы. О правильном, о нормальных людях. О том, что жизнь не обязательно является чернухой. О том, что алкоголь, наркотики, коррупция, психологические отклонения – это не норма, а отклонение. Мне страшно думать, как себе представляют мир дети, вырастающие на фильмах, показывающих его в такой “красоте”.

А “Волчок”… Фильм, конечно, не детский. Но и не злой, не плохой. Хороший, красивый и достаточно умный. Из того, что выходит сейчас, его действительно стоит посмотреть.